Москва, Эврика, 1985, 190 с., ч/б, 13 x 21 см, тв. пер., сост. хор.
Сколько существует человечество, столько задумывается оно о поведении животных. Многих древних ученых и философов (и среди них великий Аристотель) эта проблема очень интересовала. Множеством школ предлагались разные теории и гипотезы, пытавшиеся объяснить и понять суть действий животных в тех или иных условиях. Эти школы (механисты, атомисты, бихевиористы и гештальтисты и др.) можно объединить в две большие группы: механицизм и антропоморфизм.
«Механисты вслед за Декартом считали, что животное — это всего лишь машина, а посему, как утверждал, например, Мальбранш, собаку можно истязать, не обращая внимания на ее визг, — это не более чем скрип плохо смазанного механизма; отсюда с совершенной очевидностью явствует, что собаку этот философ никогда по-настоящему не видел. Сторонникам же антропоморфизма животное представлялось без малого человеком, существом, способным любить, страдать и рассуждать почти по-человечески; такие крайности наводят на мысль, что и эти зоофилы тоже собаку никогда не видели» (Реми Шовен).
А видеть необходимо, чтобы понять секреты поведения животных. Видеть и наблюдать. Особенно в привычной окружающей среде. Наблюдать и регистрировать мельчайшие подробности поведения животных. И регистрировать лучше объективными методами: киносъемка, магнитофонные записи и записи в дневниках. В последних должно быть указано имя наблюдателя, дата наблюдения и время (начала и конца эксперимента).